Что такое аниме
и манга?
Самое простое определение выглядит
так :
- Манга - это японские
комиксы .
- Аниме - это японская
анимация .
Слово " манга " произносится с ударением на первый
слог и склоняется , но не имеет форм множественного числа . Слово "
аниме " произносится с ударением либо на первый , либо на последний (
реже ) слог и не склоняется .
Часто считают , что манга и аниме ограничены
определенными жанрами ( фантастика , фэнтези ) и графическими стилями (
реалистичность , " большие глаза "). Это не так . Термины " манга " и "
аниме " определяют только базовую культуру , на основе которой
создаются соответствующие произведения , и более ничего .
Почему же для понятий " японская анимация " и "
японские комиксы " существуют специальные термины ? Потому что нет в
мире другой страны , в культуре которой комиксы и анимация играли бы
столь большую роль . В самом деле , создатели наиболее популярных
японских комиксов - национальные знаменитости и долларовые миллионеры .
Манга составляет около 30% всей печатной продукции страны и читается
независимо от возраста и пола .
Положение аниме несколько более скромно , но также
завидно . Актеры озвучания , именуемые сэйю , пользуются уважением
наравне с киноактерами , а лучшие анимационные фильмы обгоняют по
кассовым сборам не только национальное кино , но и голливудские хиты !
Немудрено , что недавний фильм Миядзаки
Хаяо
"
Унесенные призраками " на международных фестивалях соревновался наравне
с " обычным " кино и получил множество наград - например , Золотого
Медведя Берлинского фестиваля .
Более того , если в остальном мире анимация "
паразитирует " на кино , то в Японии ситуация обратная - киноактеры и
поп - звезды заимствуют приемы и имиджи у своих рисованных коллег .
Характерно , что за пределами узкого круга поклонников артхауса
японскую анимацию в мире знают гораздо лучше , чем японское кино . Тот
же Миядзаки намного обогнал по популярности второго по известности
японского режиссера - Китано Такэси .
Теперь более подробно и по отдельности поговорим о
манге и аниме .
Манга
" Истории в картинках " известны в
Японии с самого начала ее культурной истории . Даже в курганах - кофунах ( гробницах древних правителей )
археологи находят рисунки , по концепции и структуре напоминающие
комиксы .
Распространению " историй в картинках " всегда
способствовали сложность и неоднозначность японской письменности . Даже
сейчас японские дети могут читать взрослые книги и газеты только после
окончания начальной школы
(
в 12 лет !). Практически сразу после появления японской прозы появились
и ее иллюстрированные пересказы , в которых текста было немного , а
основную роль играли иллюстрации .
Первым японским комиксом считаются " Веселые
картинки из жизни животных " [ Choujuugiga ], созданные в XII веке
буддийским священником и художником Какую ( другое имя - Тоба
,
годы жизни - 1053-1140). Это четыре бумажных свитка , на которых
изображена последовательность из черно - белых , нарисованных тушью
картинок с подписями . Картинки повествовали о животных , изображающих
людей , и о буддийских монахах , нарушающих устав . Сейчас эти свитки
считаются священной реликвией и хранятся в монастыре , в котором жил
подвижник Какую .
За почти тысячу лет своей истории " истории в
картинках " по - разному выглядели и назывались . Слово " манга
" ( буквально - " странные
( или веселые ) картинки , гротески ") придумал знаменитый график Хокусай
Кацусика в
1814 году , и , хотя сам художник использовал его для серии гравюр ,
термин закрепился для обозначения комиксов .
Огромное влияние на развитие манги оказала
европейская карикатура и американские комиксы , ставшие известными в
Японии во второй половине XIX века . Первая половина XX века - время
поиска места комиксов в системе японской культуры нового времени .
Большую роль здесь сыграло милитаристское правительство ,
использовавшее массовую культуру для воздействия на население . Военные
финансировали " правильную " мангу ( она даже ненадолго стала выходить
в цвете ) и запрещали комиксы с политической критикой , заставляя
бывших карикатуристов осваивать приключенческие и фантастические сюжеты
. Так , идея " гигантского робота " впервые появилась в реваншистской
манге 1943 года , в которой такой робот громил ненавистные США .
Наконец , в послевоенный период великий Тэдзука Осаму
своими
работами совершил настоящую революцию в мире манги и , вместе с
учениками и последователями , сделал мангу основным направлением
массовой культуры .
Манга практически всегда черно - белая , в цвете
рисуются только обложки и отдельные иллюстрации . Большая часть манги -
это сериалы " с продолжением ", печатающиеся в газетах или ( чаще ) в
еженедельных или ежемесячных журналах . Обычный объем порции сериала в
еженедельном журнале - 15-20 страниц . Популярную у читателей мангу
переиздают в виде отдельных томов - танкобонов . Существуют
, разумеется , и короткие манга - рассказы , и манга , сразу изданная в
виде танкобонов .
Журналов , печатающих мангу , в Японии множество .
Каждый из них ориентирован на определенную аудиторию , скажем , на
младших подростков - мальчиков , интересующихся фантастикой , или на
старших подростков - девочек , интересующих балетом . Наиболее сильны
различия между женскими и мужскими журналами . Диапазон аудиторий таких
журналов варьируется от малышей ( для них печатается манга без подписей
) до мужчин и женщин среднего возраста . Уже есть эксперименты и в
области манги для пожилых . Конечно , такое разнообразие аудиторий
породило целое множество стилей и жанров : от символизма до
фотореализма и от сказок до философских произведений и школьных
учебников .
Создатель манги называется " мангака "
.
Обычно один человек ( часто - с помощниками - подмастерьями ) и рисует
комикс , и пишет тексты , но встречается и групповое творчество . Тем
не менее , над одной мангой обычно более трех - четырех человек не
работает . Художественная цельность от этого повышается , а личные
доходы - растут . ^_^
Помимо профессиональной манги , существует и
любительская - " додзинси "
. Многие мангаки начинали
как создатели додзинси ( " додзинсика " ).
В крупных городах существуют специальные рынки , на которых додзинсики
торгуют своей продукцией и иногда находят серьезных издателей для своих
работ .
Аниме
Иногда
говорят , что слово " аниме " - французское . Это не так . " Аниме " -
сокращение от английского " animation " ( анимейшн ). При
происхождении из французского было бы " анима "
- от " анимасьон "
. Термин " аниме " закрепился только
в середине 1970- х , до этого говорили " манга -
эйга " (" кино -
комиксы ").
Первые эксперименты с анимацией японцы начали в
середине 1910- х , а первые аниме появились в 1917 году . Довольно
долго аниме находилось на задворках кино , однако и здесь благотворную
роль сыграли милитаристы , поддерживавшие любое " правильное "
искусство . Так , два первых больших аниме - фильма вышли в 1943 и в
1945 годах соответственно и были художественной пропагандой ,
прославлявшей мощь японской армии .
Как и в случае с мангой , решающую роль в истории
аниме сыграл Тэдзука Осаму , который предложил отказаться от
бессмысленного соревнования с полнометражными фильмами Уолта Диснея и
перейти к созданию ТВ - сериалов , превосходящих американские не по
качеству изображения , а по привлекательности для японской аудитории .
Основная часть аниме - ТВ - сериалы и сериалы ,
созданные для продажи на видео (OAV- сериалы ). Однако есть и множество
ТВ - фильмов и полнометражных аниме . С точки зрения разнообразия
стилей , жанров и аудиторий манга существенно превосходит аниме ,
однако последнее с каждым годом догоняет конкурентку . С другой стороны
, многие аниме - экранизации популярной манги , и они не соревнуются ,
а поддерживают в коммерческом отношении друг друга . Тем не менее ,
большая часть аниме - детское и подростковое , хотя встречается и аниме
для молодых людей . Аудиторию средних лет завоевывает " семейное аниме
", которое дети смотрят вместе с родителями .
Сериальность диктует
свои законы - создатели аниме не очень склонны к техническим
экспериментам , зато уделяют много внимания созданию привлекательных и
интересных образов персонажей и разработке сюжета . Как правило ,
дизайнеры в аниме важнее аниматоров .
Созданием аниме занимаются аниме
- студии
,
обычно сравнительно небольшие и работающие на внешнем финансировании от
различных спонсоров ( ТВ - каналы , корпорации по выпуску игрушек ,
манга - издательства ). Обычно такие студии возникают вокруг нескольких
выдающихся творцов , а потому студии часто бывает присущ определенный "
студийный стиль ", который задают ведущие дизайнеры.
|
Виды и
жанры Аниме

Вы
приходите туда, где знающие люди обмениваются
впечатлениями. Вы задаете ясный и очевидный вопрос. И в ответ получаете
лишь объяснения, почему вопрос ваш напрочь лишен смысла, да еще советы
— переспросить как-нибудь поправильнее. И это в лучшем случае. В случае
же нормальном старожилы анимешного форума разводят ностальгический
флейм, вспоминая свои «первые разы»; в не самом худшем — устраивают
грызню, отстаивая каждый свое мнение; и, наконец, в самом худшем —
ответ на вечный вопрос «что посоветуете посмотреть новичку?» будет-таки
дан, и будет он простым и однозначным перечислением одного-двух-трех
названий, и будет он столь же неверен, как рецепт, выписанный без
постановки диагноза.
Потому что
аниме-фильмы и сериалы бывают разными,
очень разными. Ибо, во-первых, создаются они для самых разных людей и
под чрезвычайно разные настроения, а во-вторых, людьми не менее
разнообразными: численность аниме-студий и метраж выдаваемого ими
продукта превышают все неяпонские пределы. Конечно, даже американская
анимация, — если вспомнить, что, помимо диснееобразных музыкальных
сказок, ее гордо представляют и супермногочисленные супергерои, и
гуманоиды Бивис с Баттхедом, и запанибратские Симпсоны, и циничные
южнопаркичане, — вовсе не монолитна, но по части разнообразия
конкурентов у японцев в этом мире нет. Аниме подвластны практически все
жанры и, что важнее, темы, доступные игровому кино (комедия, сатира,
драма, боевик, ужасы, приключения, фэнтези, психология, эротика,
политика, религия… ну и далее до полного исчерпания словаря), плюс еще
кое-какие, часть из которых представляет собой сугубо местную
специфику-экзотику, часть — привычные, в общем-то, особенности сюжета,
удостоенные на Островах собственного жанрового определения.
Вот, например, аниме в
жанре махо-сёдзё
(«девочка-волшебница») повествует о совершенно обычной на вид девчушке,
способной в определенных обстоятельствах ненадолго превращаться в
могущественную волшебницу (сама себе Золушка и фея-крестная в одном
флаконе). Как правило, внешность ее при этом изменяется до
неузнаваемости (но никак не в сторону подурнения), а возраст, если
изначально был детским, увеличивается до вполне половозрелого. По
крайней мере, на вид. Есть мнение, что авторы таким образом
метафорически изображают удивительный процесс превращения девочки в
девушку. Не знаю, не знаю… В любом случае, не могу не подивиться, как
из столь, казалось бы, банальной фабулы родилось великое множество
сюжетов, порой весьма оригинальных. В итоге хотелось бы сказать: не
забывайте делать поправку на
местную специфику!
Виды аниме
Кодомо-аниме - аниме, предназначенное для
детей.
Сёнэн-аниме - аниме,
предназначенное для старших мальчиков и юношей (с 12 до 16-18 лет).
Сёдзё-аниме - аниме,
предназначенное для старших девочек и девушек (с 12 до 16-18 лет).
Сэйнэн-аниме - аниме,
предназначенное для молодых мужчин.
Дзё-аниме - аниме, предназначенное
для молодых женщин.
ТВ-сериал - сериальное аниме,
предназначенное для показа по телевидению.
ТВ-фильм - несериальное аниме,
предназначенное для показа по телевидению.
OAV/OVA - аниме, созданное
специально для выпуска на видео (Original Animation Video). Бывает как
сериальным (чаще), так и одиночным. В настоящее время стандартная
продолжительность OAV - 23-25 мин, в 1980-е же и в начале 1990-х бывали
и часовые, и более длинные OAV.
Полнометражный фильм - аниме,
предназначенное для показа в кинотеатре. Редко бывает короче 50 мин,
обычная длина - от 60 до 90 мин.
Короткометражный фильм - аниме,
предназначенное для показа в кинотеатре. Короче 30 мин, поэтому всегда
демонстрируется вместе с другими такими же фильмами.
Жанры аниме
Сказка - жанр кодомо-аниме,
экранизация классических сказок.
Комедия - разновидность аниме,
главное для которого - юмор: пародии, комедии положений, словесные и
трюковые шутки.
История - разновидность аниме,
действие которого связано с теми или иными реальными историческими
событиями.
Драма - достаточно редкий для
аниме жанр драматически-трагического повествования. Основной признак -
отсутствие выраженного "хэппи-энда".
Научная фантастика (НФ) - аниме,
действие которого связано с существованием и использованием техники, не
существовавшей на момент создания этого аниме (межзвездных космических
кораблей, бластеров и т.д.) Обычно НФ-аниме излагает возможную историю
будущего человечества, часто его сюжеты связаны с контактами с
пришельцами.
Космическая опера - разновидность
НФ-аниме, концентрирующаяся на войнах, проходящих с активным
использованием космических кораблей.
Меха - сложные механизмы, как
правило, самодвижущиеся, не имеющие реальных прототипов (т.е.
придуманные специально для данного проекта). Обычно этим термином
обозначают "гигантских роботов", огромные человекоуправляемые боевые
машины. Жанр "меха" характеризуется активным использованием меха.
Сэнтай - дословно
"группа/команда", жанр аниме, рассказывающий о приключениях небольшой
постоянной команды персонажей, борющихся с кем-либо или с чем-либо.
Меха-сэнтай - то же, что и сэнтай,
но команда персонажей при этом пилотирует один или несколько меха.
Махо-сёдзё - "девочки-волшебницы",
жанр сёдзё-аниме, рассказывающий о приключениях девочек, наделенных
магической силой. Концентрируется на проблемах женского взросления.
Спокон - жанр аниме,
рассказывающий о юных спортсменах, добивающихся успеха путем воспитания
в себе воли к победе. Объединение слов "спорт" и "кондзё" ("сила
воли").
Киберпанк - жанр аниме,
рассказывающий о мире будущего, жизнь которого полностью определяют
компьютерные технологии. Картины будущего при этом представляются
мрачными и антиутопическими.
Паропанк - жанр аниме,
рассказывающий об альтернативных нашему мирах, находящихся на уровне
технического развития, соответствующему Европе конца XIX века. Этот
период характеризуется началом революции технических средств
передвижения - появление дирижаблей, аэропланов, паровозов, пароходов.
Техника, однако, все еще воспринимается простыми людьми не как нечто
привычное и банальное, а как нечто чудесное и, зачастую, демоническое.
Паропанк возник как альтернатива киберпанку. Если киберпанк обычно
основывается на футуристической эстетике, то паропанк - на эстетике
ретро.
Фэнтези - аниме, рассказывающее о
мирах, которыми правит не технология (как в НФ), а "меч и магия". В
фэнтези часто фигурируют не только люди, но и разнообразные
мифологические существа - эльфы, гномы, драконы, оборотни, люди-кошки,
а также боги и демоны.
Путешествие между мирами -
разновидность аниме, в котором главный герой или герои перемещаются
между параллельными мирами, обычно - между миром современной Японии и
фэнтези-миром.
Мистика - жанр аниме, действие
которого связано с взаимодействием людей и различных таинственных сил.
Последние не поддаются однозначному научному описанию, чем отличаются,
скажем, от магии в фэнтези. Отношения с ними обычно связаны с
различными моральными проблемами.
Парапсихология - жанр аниме,
действие которого связано с парапсихическими силами (телепатия,
телекинез, гипноз).
Апокалиптика - разновидность
аниме, повествующее о наступлении Конца Света.
Постапокалиптика - разновидность
аниме, повествующее о жизни после глобальной катастрофы - Конца Света.
Романтика - аниме, повествующее о
любовных коллизиях.
Мыльная опера - жанр
романтического сёдзё-аниме, концентрирующийся на изложении сложных и
запутанных любовных историй.
Школьная мыльная опера -
разновидность мыльной оперы, описывающая любовные истории школьников.
Повседневность - аниме,
описывающее повседневную жизнь обычных японцев (обычно - среднего
класса) со всеми ее радостями и бедами.
Социальный фильм или сериал -
аниме, поднимающее животрепещущие проблемы современного общества.
Психологический триллер - жанр
аниме, повествующее о "приключениях человеческой души". Попадая в
необычные ситуации, герои таких аниме переживают сложные и
непредсказуемые психологические изменения.
Боевик - жанр сёнэн-аниме,
действие которого связано с боевым противостоянием.
Самурайский боевик - жанр
исторического сёнэн-аниме, действие которого связано с войнами самураев
и ниндзя.
Детектив - разновидность аниме,
действие которого связано с расследованием преступлений.
Школьный детектив - жанр
сёнэн-аниме, в котором следственные действия проводят школьники.
Полицейский боевик - жанр
сёнэн-аниме, описывающий действия полиции по установлению личностей
преступников и их задержанию.
Боевые искусства - жанр аниме,
сюжет которого связан с противостоянием мастеров различных боевых
искусств.
Добуцу - "пушистики", аниме о
человекоподобных "пушистых" существах.
Идолы - аниме, действие которого
связано с поп-звездами и музыкальным бизнесом.
Отаку - разновидность аниме,
содержащая ссылки на деятельность поклонников аниме.
Хентай, этти - эротическое или
порнографическое аниме. Подробнее читайте в статье "хентай".
Яой - жанр сёдзё-аниме,
рассказывающий о мужских гомосексуальных отношениях. Подробнее читайте
в статье "Яой и
юри".
Юри - жанр сёдзё-аниме,
рассказывающий о женских гомосексуальных отношениях. Подробнее читайте
в статье "Яой и
юри".
Во-первых, герои аниме-боевиков очень много говорят и даже размышляют.
Летит, скажем, в физиономию главгерою кулак главзлодея, и, пока он
летит, главгерой вспоминает беззаботное босоногое детство, и как они с
будущим главзлодеем дергали одноклассниц за косички, и как потом
случилось Страшное, наложившее толстый-толстый отпечаток на моральный
облик главзлодея… и все это занимает примерно полсерии, а потом кулак
таки долетает и… попал ли кулак в цель, а если нет, то куда он попал и
что из этого вышло, вы узнаете через неделю. Такое вот кабуки… поначалу
раздражает, потом привыкаешь.
Во-вторых, мистика в аниме — вовсе не обязательно
ужасы с того света (таковые неправильно, но традиционно называются
готикой). Мистика — это просто прекрасный способ сэкономить время и
силы на объяснении, откуда что взялось. И никто не поймает, как
научного фантаста, на неувязочках.
В-третьих, мелодрама в Японии — вовсе не
исключительно женский жанр. Что такое мужская мелодрама, тем более —
хорошая мужская мелодрама, в двух словах не объяснить. По японским
понятиям, чувствительность — вовсе не признак слабости… в общем, просто
не удивляйтесь.
В-четвертых и главных, вещи,
целиком и полностью
втискиваемые в рамки одного определенного жанра, встречаются нечасто.
Гораздо чаще в онлайновых гидах-энциклопедиях-справочниках попадаются
характеристики типа «фантастическая музыкальная мелодрама с элементами
меха-сэнтая», «героическое фэнтези c элементами психологического
триллера и бытовой комедии» или даже «фантастическая философская
вестерн-клоунада». Юмор, кстати, в аниме вообще входит на экран без
стука и прекрасно уживается с трагизмом любой ситуации. Обратное тоже
верно. Жизнерадостная комедия о последнем годе жизни смертельно
больного, без патетики, но и без пошлости? Да, подобный эпизод был у
Данелии в «Не горюй!», помните? Тогда вы понимаете, что я имею в виду.
Кто
вы — подросток или взрослый? Мужчина или женщина? Романтик или циник,
консерватор или бунтарь? От этого зависит, что вы хотите увидеть на
экране… и что-нибудь подходящее обязательно найдется. Ну, почти
обязательно. Знаете, очень хочется воспользоваться положением и
привести свой сугубо субъективный список… но я сдержусь. Спрашивайте на
форумах Интернета! И отвечено будет вам.
|
Символика аниме
и манги
В современных аниме и манге используется сложная
символическая система , основанная как на реалиях повседневной жизни
современной Японии , так и на древних легендах , верованиях и преданиях
. Прокомментируем некоторые из них .
Внешний вид персонажа
Главная особенность , отличающая мангу и аниме от их
западных аналогов , - развитый символическо - графический язык ,
позволяющий несколькими штрихами передать довольно сложные эмоции или
выразить характер героя . В этом аниме и манга близки к средневековой
живописи и скульптуре , в которых каждый элемент изображения имел свой
особый смысл . Скажем , Будда часто изображался с большим животом - в
ознаменование того , что он достиг Абсолютного Счастья . Или в русской
иконописи святые - мученики изображались в красных сапогах - как
олицетворение пролитой ими крови .
В аниме и манге , конечно , все не так сложно , но
тоже есть множество нюансов , скажем :
- Цвет волос
часто обозначает характер
героя : рыжие - вспыльчивый , белые - спокойный , черные - нечто
среднее .
- Размер глаз
и
степень
их
блеска
показывает степень молодости
героя , его открытости миру .
- Карикатурно -
маленькие (
тиби )
изображения героев
- признак того , что герой
ведет себя по - детски .
- Иногда герои падают в
обморок
, если поражены чем - то до
глубины души .
- Очень важна одежда персонажей
, особенно в фэнтези . По
ней можно опередить род занятий персонажа .
Группа крови персонажа
В Японии есть распространенное верование , что группа
крови человека определяет его характер . Вот кое - что на эту тему :
- Первая группа
крови
-
предпочитает гармонию и порядок , хорошо работает с людьми ,
чувствителен , терпелив , доброжелателен . Но в то же время упрям и не
умеет расслабляться .
- Вторая группа
крови
-
стремится к лидерству , умеет добиваться желаемого , умеет выбирать
переспективные направления , верит в свои силы , эмоционален . Но -
ревнив , суетлив , эмоционален .
- Третья группа
крови
-
явный индивидуалист . Склонен поступать по - своему , но при этом
немаскирующийся конформист . Прекрасное воображение и стремление к
независимости .
- Четвертая группа
крови
- спокоен , уравновешен ,
способен сочувствовать и развлекать . Притягивает людей , но иногда
может быть резким .
Различные предметы и их использование
- Танец с
веерами
- традиционный самурайский
танец победы . Часто используется для подбадривания бойцов .
- Белая ленточка
на
голове
( хатимаки
) - символ
полной концентрации на своем деле .
- Статуя кошки
с
поднятой
лапой
- символ удачи . Часто стоит
перед синтоистскими храмами или в домах .
- Марлевая маска
на
лице
- используется для борьбы с
гриппом и холодом . Иногда - для маскировки .
- Повязка на
животе
- в традиционной медицине
поддержание живота в тепле считается очень важным для здоровья .
- Кусок материи
, повязанный
как
косынка
и
завязанный
под
подбородком
- маскировка вора .
- Еда в
коробочке
( бэнто
) -
специальная еда для тех , кто ест не дома . Продается в магазинах или
готовится женами , матерями и т . д .
- Маленькие колокольчики
с
бумажными
надписями
( фурин
) -
часто вешаются на улице , чтобы звонили на ветру . На бумажных
табличках , прикрепленных к ним , пишутся цитаты из классических стихов
.
- Носовые платки
- никогда не используются в
приличном обществе для сморкания , только для вытирания пота и рук .
- Опрыскивание водой
( мисоги
) -
классический способ очищения предметов и домов от злых духов . Также
есть обычай опрыскивания ворот дома каждый вечер и утро .
- Чернила (
суми )
- обычно с собой носят сухие
чернила , которые при необходимости разводят в воде .
- Красная нить
- Нить судьбы . Знак того ,
что судьбы двух персонажей неразрывно связаны .
- Числа - Как в
России и в Европе , в Японии верят в
магию чисел . Особенно несчастливыми считаются 4 и 9, несчастливыми -
все четные числа . Самое счастливое число - 5.
Действия персонажей
- Непроизвольное чихание
- о персонаже в этот момент
кто - то подумал .
- Вокруг персонажа
возникают
огни
пламени
или
бурные
волны
- персонаж разъярен или
разгневан .
- Легкий мерцающий
ореол
вокруг
персонажа
- персонаж стоит под дождем
.
- Потоки слез
из
глаз
- смеховой прием , персонаж
горько плачет , но серьезно к причине его плача относиться не стоит .
- Капля пота
на
затылке
- персонаж нервничает или
боится .
- Неожиданное падение
персонажа
навзничь
- реакция на сказанную кем -
то глупость .
- Проговаривание или
прописывание
на
экране
ударов
из
боевых
искусств
- а как иначе разобраться ,
что происходит ? ^_^
- Кровь из
носа
- юношеская смущенная
реакция на сексуальную сцену или обнаженную девушку .
- Яростная реакция
на
порез
на
лице
-
в Японии фраза " у вас очень красивая кожа лица " - один из самых
сильных комплиментов . Поэтому внимание к красоте лица очень высоко .
- Отрезание волос
-
знак отказа персонажа от своей текущей жизни . После этого он " умирает
" для своего прежнего круга общения и уходит в странствие , чтобы не
возвращаться .
- Поклоны - обычно
в Японии можно встретить два вида
поклонов - официальный ( на 45°) и повседневный ( на 15°). Глаза во
время поклона должны смотреть в пол . Мужчинам рекомендуется держать
руки по швам , женщинам - сложенными " лодочкой " в области груди .
|
ЧАстые ВОпросы (ЧАВО) нелюбителей аниме
Что ,
собственно ,
такое -
аниме и
манга
?
Смотрите
статью "
Что такое
аниме
и
манга
?" .
Ты с
ума
сошел
! Взрослый
человек
, а мультяшки
смотришь
...
Да
, смотрю . И многие люди во всем мире тоже смотрят . Причем здесь
сумасшествие ? Во - первых , аниме , которое становится известным за
пределами Японии , - как правило , лучшее из того , которое существует
. Такой своеобразный фильтр - настоящую лажу мало кто будет покупать и
переводить . Во - вторых , большая часть любимого мной и моими друзьями
аниме изначально создавалось не для маленьких детей , а для подростков
и молодых людей . Научная фантастика , фэнтези , боевики , комедии ,
мыльные оперы ... Если лично вы ничего такого не смотрите и не читаете
- значит , у вас просто очень мало времени . Нельзя так напрягаться -
это вредно . Надо иногда расслабляться .
У этих
японцев
глаза
все
одинаковые
...
Приглядитесь
внимательнее . У разных персонажей разный размер глаз . Большие ,
выразительные глаза - признак юности и красоты . Если вы считаете , что
признак красоты - это " поросячьи глазки ", поздравляю , вы - редкий
случай . Нам не известна культура , в которой бы так считалось .
В отличие от американцев , для которых анимация -
карикатура , для японцев она - символическая система . Поэтому красоту
и молодость они символически обозначают " большими " глазами , а
старость - " глазами - щелочками ". Все логично и соответствует ,
скажем , древнерусской эстетике красоты . Не зря ведь святых и Иисуса
Христа часто на иконах изображают с выразительными глазами .
С другой стороны , через выражения глаз и лица проще
всего передавать человеческие эмоции . Разумеется , в манге и аниме
встречаются и " узкие " глаза - скажем , именно так в манге и аниме
"3x3 глаза " изображен главный герой .
Важно заметить , что сами японцы не считают "
азиатские " глаза более узкими , чем европейские . Для них европеоидные
и монголоидные лица различаются размером носа . Графическое же различие
в размере глаз - это расхождение эстетических систем , а не " комплекс
малоглазия ", как многие думают .
Подробнее о реальном размере монголоидных
глаз можно прочитать в статье "
Мифы о
Японии
" .
... и
волосы
диких
цветов
. Почему
?
Для
удобства и красоты . Во - первых , цвет волос часто намекает на
характер персонажа ( см . статью "
Символика аниме
и
манги
" ).
Во - вторых , так проще различать персонажей одного пола и возраста ( а
если они еще и в одинаковой форме , и не уроды ?!). Обычно такие
персонажи различаются , в первую очередь , по прическе и цвету волос .
Это не сугубо японский прием - обычная экономия в любой анимации и
комиксах . В - третьих , некоторые персонажи оправданно имеют необычные
волосы - инопланетяне , демоны , панки ...
Как правило , для японцев характерны два цвета волос
- черные и темно - каштановые . И если , например , в школьном классе
только у одного ученика волосы цвета , отличного от остальных , то его
могут попросить их перекрасить ! Поэтому многие , став постарше , в
знак протеста красят волосы в самые дикие цвета - так что желтые или
зеленые волосы в современной Японии можно встретить на самом деле ,
особенно среди молодежи .
Естественно , бывают и " реалистичные " аниме с "
правильными " волосами . И в последние годы их становится все больше и
больше .
А почему они так странно
двигаются ? Так в жизни не бывает !
Так
ведь аниме - не жизнь . Аниматоры не ставят себе задачу " передать
жизнь как она есть ". Даже кино этим не занимается . Аниме передает
основные фазы движения , которые наш мозг сам складывает в движение .
Это может быть непривычно , но мешает только профессиональным
аниматорам , которые привыкли к другому . ^_^
Порнография сплошная
!
Ничего
подобного . Во - первых , в Японии с конца прошлого века действуют
весьма строгие цензурные законы , и даже их старинные эротические
гравюры невозможно издать в полном объеме . Какая уж тут настоящая
порнография ! Во - вторых , порнография не составляет большинства ни в
одной массовой культуре . Сексуальные шутки и намеки - это одно , а вот
детализованное изображение полового акта - это совсем другое . На
научную фантастику спрос гораздо больше .
Конечно ,
в аниме и манге бывает и эротика , и цензурированная
порнография . В свое время их начали очень активно вывозить за границу
и издавать - права стоили очень дешево и можно было быстро окупить
затраты , продавая " экзотику ". В Интернете этого добра тоже полно -
такой уж тут собрался озабоченный контингент . ^_^ Но реального
большинства во всей массе манга и аниме - продукции порнография никогда
не составляла .
Больше всего порнографии в любительском и
полулюбительском
творчестве . Не надо ничего особенного придумывать , но сколько -
нибудь копий " клубнички " продать можно всегда . Опять же , несмотря
на Уголовный кодекс , японцы вполне терпимы к порнографии и личным
сексуальным " извращениям ".
Подробнее о порнографии ( хентае ) в аниме и манге читайте в статье " Что
такое
хентай
?" .
А почему
3 кадра
в
секунду
?
3
кадра в секунду - стандарт телевизионного мультсериала в 1960- е годы .
Исключительно ради экономии денег . Теперь это 8 или 12 кадров в
секунду - мировой ТВ - стандарт для анимации . Чего , на мой взгляд ,
вполне достаточно . Мозг ведь не запоминает непрерывное движение , а
лишь его кульминационные точки . Эта экономия позволяет больше сил
бросить на прорисовку персонажей .
Вообще ,
главное - это не техника анимации , а воздействие , которое
она оказывает . Если вам не нравится фильм - вам все равно , сколько
денег на него выбросили , лучше от этого он для вас не станет . И
наоборот , если фильм вам нравится , то вы его не разлюбите , если
узнаете , что он снят за копейки . ^_^
А почему
голоса
такие
странные
?
Озвучание
аниме - это отдельный , долгий и очень интересный разговор . Сэйю (
озвучивающие аниме актеры и актрисы ) в Японии - это отдельная
профессия , многие из них - весьма известны и популярны , у них есть
свои фэны и фэн - клубы , сайты в Интернете и так далее . Подробнее об
этом можно узнать в статье " Японские
голосовые
актеры
" .
Самой ,
наверно , необычной особенностью озвучания аниме являются
высокие голоса героинь . Дело в том , что в Японии высокий женский
голос считается красивым и привлекательным , а низкий женский голос
ассоциируется с угрозой . Поэтому , например , в магазинах продавщиц
специально учат говорить как можно более высокими голосами . По этой же
причине положительные героини в аниме говорят именно так .
Кстати
сказать , большинство песен в аниме исполняются озвучивающими
их актерами , а не специально приглашаемыми певцами , как , скажем , в
диснеевских фильмах . Иногда для озвучания аниме приглашают театральных
и киноактеров - чтобы " разнообразить " уже приевшиеся голоса
профессиональных сэйю .
Японские мультфильмы
создают
ЦРУ
и
секты
, чтобы
зомбировать
людей
!
ЦРУ
тут точно не причем . Если ЦРУ и поддерживает какие - то анимационные и
комикс - проекты , то не в Японии , а в США . Собственные же спецслужбы
Японии для таких проектов слишком слабы .
В
создание аниме и манги идут в первую очередь те японцы , кто готов
пожертвовать высокими зарплатами и нормированным рабочим днем , но не
носить " что положено " и творить не по указке . Структура японского
рынка такова , что практически любой хороший и трудолюбивый художник
может заработать на хлеб выражением своих , а не чьих - то еще мыслей -
какими бы ни были эти мысли .
Некоторые
японские секты , в частности , " Аум Синрикё
" ,
действительно создавали свою мангу . Но это были средства чистой
пропаганды . Отличить эти произведения довольно просто , и никакого
зомбирования там нет . Во времена СССР создавались аналогичные по стилю
и содержанию комиксы о Ленине , которые бесплатно распространялись на
Западе - однако распался СССР , а не Запад .
Большая
же часть создателей манги и аниме - обычные японские
интеллигенты . У них бывают разные взгляды , в том числе политические (
от крайне левых до крайне правых ) и религиозные ( от христианских до
атеистических ), и каждый читатель волен выбирать произведения по
своему вкусу и соглашаться или не соглашаться с авторами , поскольку
эти взгляды выражаются прямо и явно , а не скрыто .
Не японское
это
дело
- комиксы
и
анимация
...
Ну
, это как сказать . Вообще - то , история манги насчитывает около 1000
лет - первые опыты " историй в картинках " появились в X веке и никак
не были связаны с аналогичными европейскими традициями . И в дальнейшем
японская традиция манги никогда не прерывалась .
Другое
дело , что под влиянием американских и европейских комиксов и
анимации в эстетике манги произошли существенные изменения , но большей
частью чисто изобразительного характера . Да и те были сильно
адаптированы к японским культурным реалиям . А вот специфика сюжетных
линий и формата манги - это уже чисто японские достижения , практически
не имеющие аналогов в западном искусстве . При этом существуют и авторы
, продолжающие исконные традиции и рисующие мангу в стиле классических
японских гравюр .
А мне
все
равно
аниме
не
нравится
!!!
Ничего
не поделаешь . Впрочем , можно попробовать посмотреть еще какое -
нибудь совсем другое аниме . И еще , и еще ... С другой стороны , никто
никого не насилует . Нам больше достанется . ^_ ^
|
|